Допустимый ток для медных и алюминиевых шин
Обеспечение надежности и безопасности электрических систем требует тщательного выбора компонентов, среди которых важную роль играют шины заземления и распределения. Одним из ключевых параметров для этих изделий является длительно допустимый ток. В данной статье мы рассмотрим, что такое длительно допустимый ток, какие факторы на него влияют и каковы основные различия между медными и алюминиевыми шинами.
Содержание статьи
- Что такое длительно допустимый ток?
- Факторы, влияющие на длительно допустимый ток
- Длительно допустимый ток для медных шин
- Длительно допустимый ток для алюминиевых шин
- Сравнение медных и алюминиевых шин
Что такое длительно допустимый ток?
Длительно допустимый ток (ДДТ) — это максимальный ток, который может проходить через проводник или шину в течение продолжительного времени без превышения допустимой температуры, которая может привести к повреждению материала и ухудшению его эксплуатационных характеристик. Этот параметр критически важен для обеспечения безопасности и надежности электроустановок.
Факторы, влияющие на длительно допустимый ток
-
Материал: Основное различие между медными и алюминиевыми шинами заключается в их проводимости. Медь имеет более высокую проводимость (около 58 мС/мм²) по сравнению с алюминием (около 37 мС/мм²), что позволяет медным шинам пропускать больший ток при меньших размерах.
-
Температура окружающей среды: Температура, при которой работают шины, также влияет на их допустимый ток. При повышении температуры ток, который может проходить через шину, должен быть снижен, чтобы избежать перегрева.
-
Условия установки: Условия, в которых установлены шины (например, наличие вентиляции, способ укладки и окружающая среда), также играют важную роль. В закрытых или плохо вентилируемых помещениях допустимые токи могут быть ниже.
-
Размер и форма шины: Площадь поперечного сечения шины напрямую влияет на её способность проводить ток. Чем больше сечение, тем выше допустимый ток.
-
Продолжительность нагрузки: Длительность нагрузки также должна учитываться, так как кратковременные нагрузки могут быть выше допустимого значения, в то время как постоянные нагрузки должны находиться в пределах допустимого тока.
Сечение прямоугольных медных и алюминиевых шин по длительному допустимосму току представленно в таблицах 1 и 2. .
Длительно допустимый ток для медных шин
Медные шины обычно имеют более высокие значения ДДТ. Например, для медной шины с сечением 10 мм² допустимый ток может составлять около 30-40 А, в зависимости от условий установки. Это значение может увеличиваться при наличии хорошей вентиляции или пониженной температуре окружающей среды.
Таблица 1 - Длительно допустимы ток медных шин
| Сечение шины, мм | Длительно допустимый ток, А | |
| Постоянный | Переменный | |
| шина медная 15×3 | 210 | 210 |
| шина медная 20×3 | 275 | 275 |
| шина медная 25×3 | 340 | 340 |
| шина медная 30×4 | 475 | 475 |
| шина медная 40×4 | 625 | 625 |
| шина медная 40×5 | 705 | 700 |
| шина медная 50×5 | 870 | 860 |
| шина медная 50×6 | 960 | 955 |
| шина медная 60×6 | 1145 | 1125 |
| шина медная 60×8 | 1345 | 1320 |
| шина медная 60×10 | 1525 | 1475 |
| шина медная 80×6 | 1510 | 1480 |
| шина медная 80×8 | 1755 | 1690 |
| шина медная 80×10 | 1990 | 1900 |
| шина медная 100×6 | 1875 | 1810 |
| шина медная 100×8 | 2180 | 2080 |
| шина медная 100×10 | 2470 | 2310 |
| шина медная 120×8 | 2600 | 2400 |
| шина медная 120×10 | 2950 | 2650 |
Длительно допустимый ток для алюминиевых шин
Алюминиевые шины имеют более низкие значения ДДТ по сравнению с медными. Для алюминиевой шины с сечением 10 мм² допустимый ток может варьироваться от 20 до 30 А. Это также зависит от условий эксплуатации и способа установки.
Таблица 2 - Длительно допустимый ток алюминиевых шин
| Сечение шины, мм | Длительно допустимый ток, А | |
| Постоянный | Переменный | |
| шина алюминиевая 15×3 | 165 | 165 |
| шина алюминиевая 20×3 | 215 | 215 |
| шина алюминиевая 25×3 | 265 | 265 |
| Дшина алюминиевая 30×4 | 370 | 365 |
| шина алюминиевая 40×4 | 480 | 480 |
| шина алюминиевая 40×5 | 545 | 540 |
| шина алюминиевая 50×5 | 670 | 665 |
| шина алюминиевая 50×6 | 745 | 740 |
| шина алюминиевая 60×6 | 880 | 870 |
| шина алюминиевая 60×8 | 1040 | 1025 |
| шина алюминиевая 60×10 | 1180 | 1155 |
| шина алюминиевая 80×6 | 1170 | 1150 |
| шина алюминиевая 80×8 | 1355 | 1320 |
| шина алюминиевая 80×10 | 1540 | 1480 |
| шина алюминиевая 100×6 | 1455 | 1425 |
| шина алюминиевая 100×8 | 1690 | 1625 |
| шина алюминиевая 100×10 | 1910 | 1820 |
| шина алюминиевая 120×8 | 2040 | 1900 |
| шина алюминиевая 120×10 | 2300 | 2070 |
Сравнение медных и алюминиевых шин
| Параметр | Медные шины | Алюминиевые шины |
|---|---|---|
| Проводимость | Высокая | Ниже (примерно 63% от меди) |
| Длительно допустимый ток | Выше | Ниже |
| Сопротивление | Низкое | Выше |
| Устойчивость к коррозии | Хорошая, но требует защиты | Лучше, чем медь при определенных условиях |
| Вес | Более тяжелые | Легче |
Длительно допустимый ток является важным параметром при проектировании и эксплуатации электрических систем. Выбор между медными и алюминиевыми шинами зависит от множества факторов, включая требования к проводимости, условия эксплуатации и бюджетные ограничения.
Компания "Анбик" предлагает широкий ассортимент медных и алюминиевых шин, соответствующих самым строгим стандартам качества и безопасности. Выбор правильной шины обеспечит надежную работу вашей электрической системы и минимизирует риск аварийных ситуаций.